Перечень документов, оформляемых с пациентами
  • Информирование о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской.

    Скачать образец

    Нормативно-правовой акт: п. 6 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2002 № 1006)

  • Письменное согласие пациента на обработку персональных данных.

    Скачать образец

    Нормативно-правовой акт: ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 12-ФЗ «О персональных данных»; п. 2.2.2 Положения об обработке и защите персональных данных пациентов

  • Договор на оказание медицинских услуг и уведомление пациента о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) Исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя (состоянии здоровья представляемого).

    Скачать образец договора

    Скачать образец уведомления

    Нормативно-правовые акты: ст. 779 ГК РФ п. 16 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2002 № 1006) и п. 15 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2002 № 1006) соответственно

  • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства

    Скачать образец согласия на медицинское вмешательство несовершеннолетнего лица
    Скачать образец согласия на медицинское вмешательство совершеннолетнего лица
    Скачать образец отказа на медицинское вмешательство

    Нормативно-правовой акт: ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Определение законного представителя и подтверждающие документы

Законными представителями несовершеннолетних являются, в частности, родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями лиц, признанных судом недееспособными, являются опекуны.

Подтверждающие документы законного представителя:

  • Паспорт гражданина РФ (во всех случаях);
  • Свидетельство о рождении (для родителей);
  • Свидетельство об усыновлении (для усыновителей);
  • Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (для опекунов, попечителей);
  • Доверенность, заверенная нотариально (в иных случаях).
Права потребителя медицинских услуг (пациента)

Реализацией гражданином своего права на медицинскую помощь (этап оказания медицинских услуг) включает:

  • право на информацию (ст. ст. 8 — 11 Закона о защите прав потребителей, ст. ст. 19, 20, 22 Закона об основах охраны здоровья);
  • право на отказ от медицинского вмешательства (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья);
  • особый порядок заключения и расторжения договора (ст. ст. 426, 428, 782 ГК);
  • группа прав, связанных с особым (как физическим, так и психическим) состоянием пациента:
    • право на соблюдение этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
    • право на оказание медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
    • право на обеспечение ухода при оказании медицинской помощи;
    • право на организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
    • право на обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
    • право на создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации (ст. 6 Закона об основах охраны здоровья);
    • право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
    • право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
    • право на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации (ч. 5 ст. 19 Закона).
  • для усиления пациента в плане отсутствия у него профессиональных знаний потребителю предоставляется возможность получения консультаций врачей-специалистов (кроме лечащего), а также право на допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав (в том числе и разъяснения его прав).

Защита нарушенных прав пациентов (этап защиты) включает следующие способы:

  • действует презумпция отсутствия у потребителя специальных знаний (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей);
  • в случае причинения вреда вследствие недостатков медицинских услуг, непредоставления информации об услуге такой вред возмещается исполнителем в полном объеме независимо от вины (ст. ст. 1095 — 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12, подп. 1 — 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей);
  • потребителю предоставлено право на компенсацию морального вреда в случае нарушения его прав (в том числе имущественных) независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (при наличии вины исполнителя);
  • процессуальные льготы: бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ); правила о выборе потребителем подсудности, освобождении от уплаты государственной пошлины, недопустимости отказа в принятии искового заявления ввиду несоблюдения предварительного досудебного порядка разрешения спора.
  • пациентам предоставлено право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья (ст. 28 Закона об основах охраны здоровья), а также право обращения с жалобами в страховые организации, а на последних, в свою очередь, возложена обязанность осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, осуществлять деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 2 ст. 38 Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).